Наставничество работает?

разбор
Объясняем, почему наставничество — один из самых эффективных и важных способов помощи подросткам и детям-сиротам.
Григорий Красных и Дарья Васильева, руководители программ наставничества
Наставничество как педагогический опыт — в чем его важность
Наставничество - одна из самых эффективных форм помощи детям-сиротам, отличающаяся адресностью и индивидуальным подходом. Общение взрослого с ребёнком один на один позволяет детям-сиротам восстанавливать доверие к миру и восполняет базовую потребность в привязанности.

Это тот самый случай, когда ребенок чувствует направленное именно на него внимание, которое не нужно ни с кем разделять. Когда он общается с заинтересованным в нем и его жизни человеком один на один, благодаря чему обретает навыки коммуникации, учится доверять и открываться миру.

Наставничество над детьми-сиротами появилось сравнительно недавно по сравнению с другими формами поддержки. Однако уже сейчас очевидно — это прекрасная возможность для тех, кто хочет помочь, но не готов брать на себя ответственность, которую предполагает опекунство и усыновление. Своеобразное промежуточное звено, которое доступно всем неравнодушным людям.

Сегодня в России наставнические программы ведутся десятками некоммерческих организаций, а число самих наставников достигает нескольких тысяч. Конечно, этого недостаточно для работы со всеми ребятами, нуждающимися в тепле, заботе и внимании. Однако пример действующих наставников мотивирует и вдохновляет присоединяться к этому движению всех, кто действительно неравнодушен.

В чем именно заключается положительное влияние наставника на подопечного?
Если кратко — в формировании из него полноценного члена общества, который готов жить, учиться, трудиться и развиваться наравне со всеми. А именно:

В чувстве нужности. Ребенок знает, что есть человек, неравнодушный к нему, его проблемам и интересам. Это не только создает чувство безопасности от понимания, что он не один в этом мире, но и учит выстраивать доверительные отношения.

В навыках коммуникации. Зажатость, нежелание идти на контакт, постоянная настороженность, неумение начинать и поддерживать разговор, замкнутость - все эти проблему нередко свойственным детям-сиротам, которые не получили навыков общения в семье. Наставничество решает это проблему частично или полностью благодаря неспешному налаживанию контакта между наставником и ребенком.

В повышении самооценки. Дети, участвующие в программе наставничества, чувствуют себя более уверенно, ощущая за спиной надежный тыл в лице своего наставника. Они становятся менее ранимыми, легче справляются с трудностями.

Стремлении узнавать новое. Наставник — это не только друг, но и учитель, который прививает ребенку интерес к миру вокруг. От спорта и профессии до хобби и развлечений. От музыки и искусства до точных и естественных наук. Наставник раскрывает ребенку самые разные грани жизни, развивает пытливость его ума, помогая не быть равнодушным и безучастным.

Возможности выстраивать долгосрочные отношения. Иногда не так сложно начать общение, как развивать и поддерживать его на протяжение долгого времени. Работа наставника — именно об этом. Не о разовой помощи или походе в кино, а о том, чтобы шаг за шагом вникать в жизнь ребенка и становится ее важной частью.

В вере в себя. Отсутствие поддержки - один из главных сдерживающих факторов на пути к успеху. Дети, поддерживаемые наставниками, достигают более высоких результатов, не боятся пробовать новое и в целом более мотивированы к свершениям во всех сферах жизни.

Как видно, наставничество — это своеобразный социальный лифт для детей, которые нуждаются в нем как никто другой. И он необходим не только отдельно взятому ребенку, но и всему обществу в целом.
Важные вопросы о наставничестве и как работает наставник
От общего к частному — наши результаты наставничества
В нашей благотворительной организации технология наставничества работает в программе Больше, чем спорт — спортивное наставничества для ребят из детских домов.

Я расскажу об изменениях, которые вижу в жизни ребят. Очевидно, что каждый отдельно взятый результат — это история конкретного ребенка. Однако важно еще и то, что из частных складывается общее — и мы с уверенностью может говорить о том, что наставничество работает как система. И вот каковы ее промежуточные итоги в Пристани.
Григорий Красных, руководитель программы «Больше чем спорт»
Способность к долгосрочному контакту

70% наших выпускников остаются с нами на связи после окончания программы, что дает возможность и дальше участвовать в их жизни. Хотя в среднем этот показатель не превышает 30%.
Правильный круг общения

Многие ребята отмечают, что сформировали вокруг себя достойный круг общения, отказались от неблагоприятных знакомств. Стали более осознанными в выборе друзей. А это значит, что вероятность их попадания в плохую компанию значительно снизилась.
Строчка в резюме о достижениях

Звания «Лучший бомбардир» или «Лучший ассистент» за участие в соревнованиях подтверждают дисциплинированность ребенка, его активность и умение работать в команде, что заметно помогает при дальнейшем трудоустройстве.
Все перечисленное выше — лишь основные моменты, подтверждающие работу системы. На самом деле изменений гораздо больше. Узнать о них из первых уст можно, посмотрев это видео.
Индивидуальный план развития как инструмент наставника и педагога
Для эффективной постановки цели и задач по работе с ребятами в программе поддержки юношей и девушек после выпуска из детского дома или приюта «Десять узлов», мы используем метод ИПР (индивидуальный план развития).

С его помощью мы оцениваем сильные и слабые стороны участника, зоны развития по 10 направлениям: санитарно-гигиенические навыки, образование, работа, досуг, домашнее хозяйство, подготовка к семейной жизни, духовно-нравственные ценности, психологическая помощь, социализация в обществе, экологическая осознанность.

При этом учитывается наше видение и желание самого участника развиваться в той или иной сфере. В развитии подопечного участвуют все наставники, обладающие сильными качествами и навыками различной направленности, и задача руководителя – максимально использовать в работе с подопечным именно сильные стороны наставника.

Для стабильного сопровождения подопечного необходим куратор, им может стать и наставник, с которым у участника складывается более тесное общение. Куратор —это и самый близкий в Программе человек, и тот, кто контролирует выполнение реабилитационной программы участника. Участник знает, что у него есть куратор. Часто это становится важным моментом пребывания в Программе: «У меня есть мой значимый взрослый».

И здесь нужно выделить очень важный момент.
Мы берем на работу наставника не меньше, чем на один год, так как на ребятах очень плохо сказывается уход наставника в середине года — для них это ситуация вторичного сиротства. Неосознанная мысль «меня бросили» глубоко сидит внутри, и, даже если участник согласен со всеми рациональными доводами, это очень ранит и оказывает негативное влияние на результат программы.

Смена куратора по организационным причинам может вызвать глубокую обиду и стресс, даже если самому куратору может показаться, что у них с подопечным не самые близкие отношения.
Наставничество и организация педагогического процесса
Читать статью полностью →
Дарья Васильева, руководитель программы «Десять узлов»
Адаптация
к жизни

9 из 10 выпускников программы Десять узлов успешно адаптировались к самостоятельной жизни.
Готовность
заботиться

Всех наших выпускников можно назвать ответственными родителями. Ни один из наших выпускников не был лишен родительских прав и не отправил своего ребенка в детский дом.
Реализация
в профессии

С 2001 года больше 220 выпускников прошли курс, выбрали профессию по душе и достигли успехов в ней
Продолжить чтение