Руководитель Жилой программы для девушек; Педагог литературно-театральной мастерская «Воображариум»

Дарья Васильева

email@email.com

Руководитель Жилой программы для девушек; Педагог литературно-театральной мастерская «Воображариум»

2017-2018 Северо-Западный университет коучинга. Курс «Коучинг в бизнесе». Коуч-менеджер. 2017-2018 Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Повышение квалификации «Коучинг в управлении и развития организаций» 2010 – 2011 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Курсы переподготовки «Методика преподавания английского языка». 2004-2007: Санкт-Петербургский Государственный университет, факультет географии и геоэкологии. Аспирантура. 2002-2004: Universität Bremen, Fachbereich Geowissenschaften. Master of Science in Applied Polar and Marine Sciences (Магистр естественных наук в области прикладных полярных и морских исследований) 1997-2004: Санкт-Петербургский Государственный университет, факультет географии и геоэкологии. Магистр гидрометеорологии



Как вы пришли в организацию? Вспомните свой первый рабочий день?

Случайно. Абсолютно случайно. Но, как известно, случайности не случайны. Первый рабочий день был очень насыщенный: ходила с блокнотом и все записывала: от имен людей до того, что в каком порядке делать.

За что вы любите свою работу и что мотивирует вас делать ее хорошо? 

Однажды я  уже писала свои эмоции от работы. С тех пор ничего не изменилось, поэтому процитирую себя же.

 «…И тут я для себя сделала открытие, известное, наверное, с сотворения мира. Глубокую сокровенную любовь не выразить словами, потому что любое слово будет лишь символом, который только-только приближает к глубине самой сути. Поэтому, просидев несколько часов перед экраном (написав при этом за свою жизнь море разных текстов), я вдруг поняла, что мне впервые за долгое время с трудом даются слова, правильные слова. И на самом деле за этим коротким абзацем гораздо больше любви, глубины, чувства, чем я смогла сказать…

С 13 лет я не только мечтала, но и целенаправленно двигалась к научной карьере. А в студенческие годы небо и море манили меня так, что я была уверена, что работа моя будет связанна именно с ними…Так и вышло….Почти...Я каждый день смотрю в Небо, которое вдохновляет меня работать в море человеческих судеб, порой таких хрупких, что и не знаешь: помочь или не навредить…А «Пристань» - это опора, которая дает смелость каждый день делать этот выбор. И если оценивать любовь к «Пристани» в цифровом эквиваленте, то это уже больше семь лет работы (число полноты, кто в теме). Увлекательной работы, в самом хорошем смысле этого слова, вместе с потрясающей командой удивительных и прекрасных людей и огромного труда над самой собой. Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю себя семь лет назад и сравниваю с нынешней, мне кажется, что это совсем две разные «я».

В моей жизни - очень много чудес. Не таких, как «гром и молния», а как «веяние тихого ветра». И «Пристань» - одно из самых главных чудес моей жизни. Именно она научила меня видеть и чувствовать это «веяние тихого ветра».

Кем вы хотели стать, когда были маленьким? Как думаете, это желание повлияло на выбор профессии? 

Ученым. Им я не стала, но определенные навыки мне очень помогают сейчас в нынешней работе: умение анализировать, прогнозировать, открытость и любовь к новым знаниям, умение находить нужную информацию.

Если бы вы были супергероем, то, каким было бы ваше главное умение?

Я бы хотела летать

Кто ваш любимый книжный герой?

Муми-мама из книг про муми-троллей Туве Янссон

О чем была последняя прочитанная вами книга?

О спокойствии и чувстве юмора перед лицом хаоса и неизбежной опасности

– Какое представление о любви формирует детский дом

В определённый момент мальчик начинает копировать поведение отца, а девочка – матери. Так в нас срабатывают биологические и психические механизмы. У ребят, живущих в детских домах с рождения, семейных примеров нет. Частенько они черпают знания из фильмов или от тех, кто постарше. Но друг для друга подростки редко могут быть образцами для подражания. Ребёнок, который провёл какое-то время в кровной семье, а потом оказался в детском доме, уже усвоил модели поведения своих родителей. В подростковом возрасте он воспроизводит то, что видел в раннем детстве. 

– Кажется, что дети, выросшие без родителей, должны быть самостоятельными. 

Распоряжаться деньгами для детей, выросших в детском доме, это как вы, я и китайский язык. Бытовых ситуаций, когда мама даёт деньги и просит купить хлеба, в их опыте нет. Воспитанники детдомов пришли в столовую, а там хлеб уже лежит. Помню смешной эпизод, когда восемнадцатилетний парень удивлялся, почему из крана не течёт чай. А всё потому, что в столовой их детского дома из стены торчал кран, а сам бойлер с чаем был за стеной, в кухне. Система искажает детские представления о жизни. В жилой программе мы начинаем с самого начала: объясняем, как заварить чай и не заблудиться в магазине. 

– Чем руководствуются дети-сироты, планируя будущее?

Чтобы задумываться о перспективах, нужно уметь мечтать. Мечтать без опоры на пример трудно: нет мамы или папы, которые ходят на работу, строят совместные планы, что купить, куда поехать отдыхать. У сирот всегда есть распорядок. Им объявляют: «В субботу едем на экскурсию!» Но они этого не планировали, не принимали самостоятельного решения посетить театр или кино. Старания волонтёров оказываются напрасными – мероприятия детей только раздражают. В семье у мальчика или девочки есть право спонтанно изменить свои планы: съесть грушу вместо яблока и не в час, а в два. Воспитанник детского дома так поступить не может. Сегодня экскурсия – значит, ты идёшь на экскурсию, сегодня подают рыбу – значит, ешь рыбу. Нет права на спонтанность – значит, нет навыка планировать будущее.  

– Как таким детям может помочь психолог? 

Я помогаю подростку ответить на вопрос, кто он такой, в чём его сильные стороны. Мы работаем над саморегуляцией, боремся с тревогой и страхами: некоторые даже ночевать в одиночестве боятся. Я на время становлюсь для ребят значимым взрослым, полностью их принимаю. Благодаря нашим тренировочным отношениям, они учатся жить в мире с другими людьми. 

Мы с коллегами работаем в комплексе: усилий одного психолога недостаточно. Я присутствую на пересменках, где обсуждается текущая ситуация, и помогаю наставникам разобраться в поведении ребят, подсказываю наиболее уместные педагогические методы. Так мы и идём в связке изо дня в день. Иногда я беру на себя наставнические функции: помогаю подопечным с домашними заданиями, готовлю к экзаменам. Это тоже важно, потому что ребят никто никогда не учил учиться.

Выпускники жилой программы остаются с нами на связи столько, столько посчитают нужным. Иногда я поддерживаю с ними общение 5 лет и даже больше.